Рынок упаковки имеет четкую тенденцию перехода потребительской модели. Сейчас пищевые компании диктуют условия, а производителям упаковки необходимо загружать свои производственные мощности, в связи с чем на рынке растёт агрессивная конкуренция. Темпы установки новых печатных машин существенно опережают темпы роста рынка, и данный тренд в этом году сохранился. Уже сейчас известно о 15 новых печатных станках, которые будут установлены в течение 2018 г.

В целом, несмотря на избыток производственных мощностей, ситуацию на рынке в 2018 г. можно охарактеризовать как напряженную, но еще не за гранью рентабельности. Даже крупные игроки чувствуют конкуренцию на рынке - на рынке есть печатные компании, которые в отдельно взятых тендерах в целях форсирования бизнес-процессов берут заказы, превышающие их производственную мощность, чем дестабилизируют ценовой уровень на упаковку, однако пока всё еще находится в рамках рентабельности.

Если темпы установки нового оборудования не снизятся, есть высокая вероятность, что не позже 2019 г. наступит момент разбалансирования рынка, когда ценовая борьба за порогом рентабельности примет массовый характер. При таком развитии событий, в отрасли, специализирующейся на печати по полимерным плёнкам, наиболее вероятно максимальному риску будут подвержены небольшие компании с одним-двумя печатными станками.

Раньше рынок гибкой упаковки (широкорулонная печать) и самоклеящихся этикеток (узкорулонная печать) практически никак не пересекались. Производители этих сегментов в основной своей массе работали в параллельных сегментах. Некоторые заказчики, в частности производители бытовой химии, пересекались, но речь не шла о прямой конкуренции.

Рынок гибкой упаковки

Значительных изменений в структуре рынка гибкой упаковки по сравнению с прошлым годом не произошло. Его объем остался на уровне 450 тыс. тонн. При средней цене на ламинат около 300 руб. за килограмм это составляет 135 млрд руб. По текущему курсу это 1,8 млрд. евро.

В дополнение к анализу прошлого года, можно отметить, что прогноз роста в 2% был излишне оптимистичными. По факту в 2017 г., как и в 2016-м, рост находился в рамках статистической погрешности — менее 1%. Хотя нужно признать, что в сравнении с другими отраслями, там, где падение рынка было более 20%, упаковка чувствует себя великолепно. Программа импортозамещения оказала существенную поддержку рынку, но общее падение доходов населения не позволило этим процессам развиться в полной мере.

Несмотря на очень слабые показатели роста рынка гибкой упаковки, процесс инсталляций нового печатного оборудования не замедлился. Уже в 2017 году казалось, что количество новых печатных единиц излишне для рынка — даже с учетом объемов, которые печатные компании могут получить за счет программы импортозамещения. Но сейчас очевидно, что в 2018-м году число инсталяций нового оборудования увеличилось.

Ниже приводятся данные о закупке 12 машин, и есть еще как минимум 5 машин, по которым обсуждение контрактных условий находится на финальной стадии. То есть машины обязательно будут, но писать о них пока рано.

«Томь-Лтд» (Томск) — 2 машины Comexi. Крупный производитель, входящий в холдинг KDV, сейчас имеет 4 машины Comexi и 1 Soma. В течение этого года практически одновременно будут установлены 2 новые 10-красочные машины Comexi. «Constantia Kuban» (Тима­шевск) — 1 Comexi. Мульти­на­цио­нальная компания, которая имеет 3 машины глубокой печати, а для средних и малых тиражей устанавливает флексомашину Comexi. «Данафлекс-Алабуга» — 1 W&H Vistaflex, 1 W&H Heliostar. Продолжается развитие площадки в свободной экономической зоне «Данафлекс-Алабуга», где в 2018-м году уже была запущена вторая машина глубокой печати W&H Heliostar, а также комплекс по допечатной подготовке цилиндров Daetwyler. В июле будет запущена новая машина W&H Vistaflex. Это совершенно новая машина большой ширины и больших раппортов. Предприятие активно работает с транснациональными компаниями, переводя в Россию очень крупные заказы, которые до недавнего времени печатались в Европе. Также активно разрабатывается направление экспорта упаковки в Европу. «Авангард» (С-Петербург) — абсолютно новый игрок на рынке гибкой упаковки. В 2018 г. будет смонтирована машина W&H Miraflex. Основная специализация компании — производство нетканых материалов и средств гигиены. «Эксимпак» (С-Петербург) — 1 Rotomec. Крупнейший игрок на рынке термоусадочной упаковки в 2018-м устанавливает новую машину глубокой печати Bobst Rotomec. «МГУ» (Московская обл.) — 1 Uteco. Производитель упаковки из Московского региона. «КнК Групп» (Московская обл.) — Несколько цехов на территории области и в соседних регионах. Один из новых крупны игроков на рынке упаковочной продукции. «Эдас-Пак» (Московская обл.) — 1 Soma Optima. На прошлой выставке RosUpack компания проводила день открытых дверей после инсталляции первой машины Soma. В феврале 2018 г. была установлена вторая машина Soma. «РеалРолл» (Тверь) — 1 Soma Optima. Новая компания на рынке гибкой упаковки. «Таурас Пласт» (С-Петербург) — 1 Soma Optima. Компания достаточно давно работает на рынке ПЭ-пленки. Печать осуществляется на машине Soma. «Неопак» (Новосибирск) — компания сейчас располагает двумя печатными машинами Soma. К концу года будет установлена третья машина этой же компании.

Крупнейшие производители упаковки в России

Тенденция укрупнения предприятий, а также различных слияний продолжается, хотя доля крупных компаний в общем объеме производства упаковки остается небольшой, если сравнивать с показателями Западной Европы.

Крупнейшие производители гибкой упаковки в России в 2018-м году
Крупнейшие производители гибкой упаковки в России в 2018-м году


Значительные инвестиции «Данафлекс» в новые производственные мощности увеличили разрыв между ней и остальными компаниями до огромной величины, однако другие крупнейшие производители упаковки также не испытывают особых проблем с загрузкой и рентабельностью.

Из наиболее значительных событий 2018 г. можно отметить фактическое объединение мощностей двух московских компаний, «Флексо Принт» и «Гаммафлекс». Это позволило новой компании войти в тройку крупнейших производителей упаковки в России.

Нужно отметить и минскую компанию «Унифлекс». Формально она не входит в число российских компаний, однако, учитывая, что значительная часть бизнеса ориентирована на Россию, ее по праву также можно считать одним из крупнейших игроков на российском рынке гибкой упаковки. Парк печатного оборудования состоит из 7 машин Comexi и W&H. Сильной стороной «Унифлекса» является допечатная подготовка, которая позволяет компании ежегодно получать престижные призы на международных конкурсах.

Рынок БОПП-пленок

Ситуацию на рынке БОПП в 2018 г. можно признать очень стабильной. Времена острого дефицита оста- лись в прошлом. «Биаксплен» продолжает доминировать в этом сегменте. Качество пленки и загрузка компании «Ватер- фолл» повышается, и сертификация продукции пройдена во многих пищевых предприятиях. В «Евро- метфилмз» в 2018 г. сменился главный акционер, и эта компания продолжает стабильно развиваться. Важным событием этого года станет появление еще одного предприятия по производству БОПП-пленки: будет запущен завод компании «Исратэк» в г. Кувшиново Тверской области. Мощность линии Mitsubishi Heavy Industry (Япония) составляет 19 тыс. т пленки в год. Эта компания внесет свой вклад в стабилизацию рынка БОПП-пленок и предотвращение возможных кризисных ситуаций, связанных с дефицитом. Специалисты этой компании имеют все необходимые знания и опыт, что позволит достаточно быстро начать выпуск широкого ассортимента качественной продукции. Рынок БОПЭТ-пленок Много лет в России работал только одни производитель БОПЭТ-пленок — компания МПП в Обнинске. Ее производственная мощность составляет 17 тыс. т пленки в год, при том что емкость российского рынка этого вида продукции в 2018 г. превысила 40 тыс. т. Более 20 тыс. т БОПЭТ-пленки в год завозилось непосредственно из Индии или с европейских, турецких или ближневосточных заводов (Египет, ОАЭ, Бахрейн) индийских производителей.

В 2019 г. ситуация в этом сегменте радикально изменится, так как омская групп «Титан» в 2018-м году начала строительство завода в особой экономической зоне Моглино под Псковом. Там предполагается построить завод ПЭТ-гранулята волоконного и пленочного грэйда мощностью 180 тыс. т, а также установить две линии Dornier общей мощностью 70 тыс. т. В будущем намечается установка и третьей линии. Планируется производство пленки толщиной от 5,8 до 125 мкм. Таким образом, помимо традиционного рынка БОПЭТ-пленки для упаковки будет производиться пленка для электроники и конденсаторов. Учитывая, что линий будет несколько, рассматривается возможность производства пленки РЕТ-G, а также производство твист-ПЭТ-пленки.

Совершенно очевидно, что производственные мощности этого завода будут существенно превышать емкость рынка БОПЭТ-пленки России, стран СНГ, в том числе Украины, поэтому планируется экспорт части пленки в Европу. Учитывая удобство логистики, расположение рядом с портом Усть-Луга, а также то, что ПЭТ-гранулят и производство пленки будут находиться на одной площадке, себестоимость продукта позволит бороться и за высококонкурентные рынки стран Европы.

Это новый проект, который реализует компания Comexi. Впервые офсетная машина Comexi CI8 с центральным печатным цилиндром была представлена на выставке drupa 2012. Появились прототипы машин, которые эксплуатировались и дорабатывались в европейских типографиях, и спустя 6 лет можно признать, что рулонный офсет гибкой упаковки — это состоявшийся проект.

До 2012 г. печать офсетным способом на рулонных пленочных материалах могла предложить только компания Drent-Goebel, однако у Drent были узкорулонные машины, и даже ширины машин Goebel было недостаточно с точки зрения рентабельности. При этом плотности офсетной белой краски не хватало для нанесения достаточно плотной белой подложки на прозрачном материале, в итоге оттиск в целом выглядел достаточно блекло.

Компания Comexi решила все существующие проблемы. Проблема невысокой плотности белой подложки была решена наличием в конструкции машины флексосекции, которая наносит белую подложку оптимальной плотности, и далее цветовой охват офсета (с красками электронного отверждения) позволяет выполнять заказы любой сложности практически с качеством глубокой печати. При этом производительность машины (ширина полотна 1100 мм, скорость печати до 300 м/ мин) находится ровно на том же уровне, что и у обычных машин флексографской или глубокой печати.

Очевидной сильной стороной этого способа печати является дешевизна печатных форм, легкость и быстрота их вывода. Это позволяет эффективно печатать короткие тиражи с высоким качеством.

Первая машина рулонного офсета Comexi установлена в компании «Окил» (С-Петербург), что является хорошим стартом для развития технологии. Помимо флексосекции для белой подложки машина дополнительно оснащена секцией глубокой печати для лакирования. Если технология действительно имеет существенные преимущества по сравнению с глубокой печатью, то именно «Окил» сможет это раскрыть в полной мере.

Машины цифровой печати уже давно получили повсеместное распространение на рынке самоклеящихся этикеток. Безусловным лидером в этом сегменте являются машины HP Indigo. Во всех регионах установлены десятки этих машин (в основном HP Indigo WS6X00, ширина полотна до 330 мм, скорость печати до 30 м/мин), и они составляют очень серьезную конкуренцию флексомашинам на рынке сверхмалых тиражей.

Новая цифровая машина HP Indigo 20000 установлена в компании «Данафлекс» (Казань). Таким образом, открыта эра цифровой печати в сегменте гибкой упаковки.

Эта машина имеет ширину полотна 762 мм и скорость печати до 42 м/мин, что позволяет эффективно эксплуатировать ее на рынке гибкой упаковки. Да, подобные показатели производительности еще не очень впечатляют обладателей машин глубокой и флексографской печати, но опять же на малых и сверхмалых тиражах они более чем оптимальны.

Цифровая печать осуществляется в 7 красок, которые обеспечивают охват до 97% оттенков веера Pantone, а с 2018 г. доступно и серебро. Раппорт может меняться одним кликом в пределах 1 м. Технология One-shot обеспечивает точное совмещение цветов на всех типах пленки. Разрешение печати 800 и 1219 dpi, адресуемое 2438×2438 dpi.

Но самое главное отличие цифровой печати в подготовке тиража и переходе с тиража на тираж. Во флексографии после того, как макет подготовлен к печати, несколько часов занимает процесс вывода форм. На небольших тиражах стоимость форм является существенной статьей в себестоимости тиража. Если собственного формного участка нет, то курьер должен физически привезти эти формы с репроцентра на завод. Если печатник случайно передавил форму, то тираж нужно снять с машины и дождаться вывода новых форм.

При переходе с тиража на тираж печатник должен смыть машину, поменять анилоксы, формные гильзы и иногда ракели, залить новую краску, запустить тираж на небольшой скорости, собрать макет и далее попасть в цвет на рабочей скорости. В глубокой печати допечатная подготовка и транспортировка формных цилиндров выглядит еще более сложно и дорого, как и переход с тиража на тираж, просто в силу того, что цилиндры очень тяжелые и любые манипуляции с ними требуют сил и дополнительных механизмов.

У цифровой машины все эти процессы выглядят радикально проще. Некий специалист в любой точке мира подготовил макет к печати, через облако загрузил его в машину. С этого момента всего один клик — и машина печатает тираж. Конечно, печатник должен находиться рядом с машиной, но только для контроля процесса. Приводка и попадание в цвет моментальные. Переход с тиража на тираж также одним кликом. Вернее, если в облаке поток тиражей настроен непрерывно, то для перехода на новый тираж даже не нужно клика, это происходит автоматически за доли секунды. Краски совместимы со всеми видами ламинации.

Собственные разработки в цифровой печати делают и другие компании, такие как Canon, Xerox, Konica Minolta, Ricoh, GM и другие. Особо нужно упомянуть и компанию Bobst. В 2017 г. Bobst вместе с компанией Radex создал новое подразделение Bobst Mouvent. В рамках выставки Labelexpo 2017 компания Mouvent презентовала цифровые печатные машины в двух вариантах исполнения: для УФ- и водных чернил. Проектируемая скорость цифровых машин Bobst Muvent (кластерного построения) довольно высокая — до 100 м/мин, разрешение печати 1200×1200 dpi (оптическое 2000 dpi).

Экономическая эффективность цифровой и традиционных способов печати


Пока производители цифровых машин сконцентрированы на сверхмалых тиражах, так как уже сейчас этот сегмент значительный, и он растет. Благодаря этому продажи оборудования очень успешны, и существенные инвестиции в попытки (не факт, что это получится) составить конкуренцию традиционным видам печати пока никто не делает.

Пока показатель TCO (total cost ownership — совокупная стоимость владения) абсолютно не сопоставим с традиционными методами печати. Совокупная стоимость владения цифровой машиной, учитывая первоначальные вложения и объем выпускаемой продукции, пока не позволяет рассматривать ее как самостоятельный бизнес на рынке гибкой упаковки.

В упаковке такую машину пока могут себе позволить только очень богатые типографии, которые, имея крупные обороты с мультинациональными пищевыми корпорациями, могут с относительно невысокими затратами проводить с их маркетологами различные рекламные акции. Например, речь идет о бутылках Coca-Cola с именами. Наиболее распространенные имена печатались флексографией, а редкие имена было целесообразнее печатать на цифровых машинах.

Не менее известную акцию проводила компания Nestlé в Ве­ликобритании. Используя промокод на упаковке батончика KitKat, покупатели могли со­здать на сайте индивидуализированный дизайн обертки со своими фотографиями и фразами. Победители акции получали затем свою персональную упаковку KitKat, отпечатанную «цифрой», по почте в специальной подарочной коробке. Кампания получила очень широкое одобрение в социальных сетях, которые были переполнены положительными постами.

Процесс дробления тиражей начался уже давно, и нет сомнений, что в будущем это будет продолжаться, причем постепенно дробление будет переходить к персонализации упаковки. Это и есть сегмент цифровой печати. Он будет увеличиваться, но скорее всего за счет естественного роста рынка, а не за счет уменьшения доли других видов печати. По прошествии десятилетия доля цифровой печати вполне может достигнуть 20% общего объема рынка.